неділя, 6 жовтня 2013 р.

Словения и Италия 2013, часть 2.

8 сентября было рубежом для нашей поездки. Это была и середина ее по календарю, и та граница, которая отделяла четко распланированную первую часть с соревнованием от практически полностью требующей импровизации второй части. Также менялся состав нашей группы: Алексей из Тревизо рано утром улетал в Киев, а где-то возле озера Гарда нужно было найти Влада, по техническим причинам связи с которым не было. Такой вот замечательный план :)
Чтобы успеть к самолету выехать из Толмина пришлось в 4 утра. Далее по знакомой уже дороге через Новую Горицу, на итальянский автобан и в городок Тревизо, откуда летает в Киев лоукост Wizzair. С этим справились отлично. Выпили отступной кофе с отступной вредной, но очень вкусной, выпечкой, оставили Алексея в аэропорту. Впереди еще неделя приключений!

На радостях я в очередной раз провтыкал съезд с автобана А4 на А22 в сторону Больцано, поэтому пришлось ехать вдоль озера Гарда по местной SR249. Сначала я посчитал это неплохим вариантом: виды обещали быть красивыми, а по серпантинам уже накатались.
Побережье озера оказалось густо населенной курортной зоной (моря с трех сторон им мало) с ходячими поперек дороги туристами, рынками и тягуном километров на 30. Было жарковато и после раннего подъема самочувствие было не из лучших.

Путь мы держали в городок Мальцесин, в котором установлен подъемник на гору Монте Бальдо. Перепад вершины горы (и она же старт) над озером составляет около 1700 м. При ясной солнечной погоде полеты там должны быть очень красивыми с мягкими потоками за счет большого водного пространства перед хребтом. Однако вместе с нами туда подъезжал и передний край циклона :(

На подъезде к Мальцесину мы заметили пару "ядральных падальцев" (это по-словенски парапланеристы), надежда полетать усилилась.
Въехав в Мальцесин и вяло прикидывая где подъемник, где парковки и где тут искать Влада, на главной клумбе города мы уперлись прямо в него :).
Машину поставили в подземную парковку под канатным подъемником. До этого момента я видел их только на Эльбрусе, поэтому в памяти отложился образ ветхих медленных кабин, закиданых досками проходов. Здесь же это оказался здоровенный комплекс с многоуровненым подземным паркингом, кафешками, магазинчиками, туалетами и еще чем-то. Вообще постоянно в голове мелькала мысль - сколько всякого удобного и полезного можно построить, если не воровать...

Одноразовый билет на подъем - 13 евро. Для многоразового абонемента парапланеристам нужно предъявить пилотские документы (лицензии, IPPI карты) - видимо сделано для проводящих здесь SIV. Прямо перед нашим подъемом сверху слетело звено мягкокрылых.

Кабина лифта мягко и очень бодро (думаю не меньше +5 м/с) подняла нас до второй очереди. Там кабина вдвое больше, круглая и вращается по ходу подъема ровно на один оборот, дабы все желающие могли усладиться видами.
Вспомнилось странное буквосочетание "маршрутка". Откуда бы это?

Поднялись наверх и прошли 200 метров к старту (собственно старт там везде, кроме как рядом с подъемником). С юга наползали низовые облака, быстро разрастаясь вверх и затягивая пеленой весь вид.
Судя по их движению подъем был бы, но летать между клочьев облаков и пытаться попасть в единственную посадку размером 20х80 метров на берегу озера - занятие на любителя. Тем временем начал моросить дождь, смывая остатки сомнений "літати чи не літати". В шортах стало совсем некомфортно. Натянул на себя все, что было похоже на одежду.
Форменное свинство, а не погода.
Немного потупили для приличия
Не видя перспективы мы спустились вниз на подъемнике, который превратился в спускальник всего за еще 13 евро, и через пару часов лицезрели вышедшее солнце и парапланы в небе :)
Птица обломинго, увы. Хотя солнце было недолго и считать спрыг вниз интересным полетом я бы не стал.
В целом место красивое, но побережье суетное и шумное. После гор это все воспринимается негативно.
Что делать дальше? Вопросище... По прогнозу виндгуру все Альпы в пределах разумной досягаемости накрываются циклоном с дождями. И по другим прогнозам было то же самое.
Находим симпатичный ресторанчик с относительно недорогой рыбой в меню и вайфаем в воздухе вокруг нас. Вкусные и, что немаловажно, объемным блюда поднимают настроение, а прогноз погоды с сайта paraglidingmap.com обещает в Доломитах солнечную погоду. Врет, собака, ей-богу врет. Заманивает я бы сказал. Ну да ладно, тут всего 150 км, не ехать же домой на минорной ноте.

Выезжаем через перевал на севере Гарды в сторону Больцано. На серпантине и перевале тягун из-за небольшой аварии наверху.

Усилиями нашей прекрасной спутницы и ее стального коня (ночной серпантин под мелким дождем это не подарок!) всего часа через три мы уже оказываемся в долине Fassa, почти самый центр Доломитовых Альп.
Заезжаем в первый попавшийся кемпинг, в котором, к большому нашему удовольствию открыты были не только ворота, но и все хозяйственные помещения с горячей водой :)
Всю ночь льет дождь, периодически добавляя остроты молниями. В палатке очень свежо, все же долина на 1400 м. Настроение кислое - "отлетались".
Однако утром над нами оказалось абсолютно ясно небо, только вдоль склонов неспеша выползали клочья тумана. Место оказалось очень красивое!


Из-за лесов выглядывали острые скальники:
Завтрак гречкой с тушенкой согрел изнутри, а выглянувшее солнце - снаружи :)

Быстро собираемся и едем в Кампителло ди Фасса, откуда ходит канатный подъемник на горку Col Rodella. Это самая популярная здесь стартовая площадка.
Подъем 15 евро. Выгоднее купить абонемент на 3 дня за 44 евро.
Поднялись наверх. Вокруг... можно застудить горло, так как постоянно забываешь закрывать рот от невероятной красоты :)



Пилотов много. Думаю человек 200 было суммарно.
Немного настораживает малая активность пилотов: в лоб дует хороший ровный поддув, но все или стоят, или очень осторожно и коряво стартуют. Ответ: здесь 95% новичков. Из чего следуют несколько сложностей:
- ориентироваться нельзя ни на кого: ни на старте, ни в воздухе;
- в потоке с кем-угодно крутить надо предельно внимательно. То, что вас в нем двое, ничего не значит. У нас на глазах именно двое столкнулись в потоке. Верхний скинул надетое на ноги крыло и продолжал летать, нижний не особо думая зачем (крыло после сброса раскрылось нормально, высоты было много) кинул запаску и скрылся в ущелье в елках;
- в самых интересных местах редко кого встретишь, приходится идти очень осторожно.


 К счастью все же есть за кем идти :)



К счастью, у нас все полеты прошли более или менее нормально. Не было больших улетов и треугольников. Это, скорее, была разведка. Тем не менее летать и исследовать окрестности там можно очень долго, что и неплохо было бы сделать в следующие выезды :)

Несмотря на количество учеников и новичков место я бы не оценил как легкое и мягкое. В первый день везде ощутимо турбулило, даже на 10 метрах над посадкой.
 После этого я понял товарища, который на мировом парапланерном форуме создал тему в духе "вы достали возить сюда учебные группы".

На посадке растут крокусы.

Совсем заелись буржуи...
Жить устроились в местном кемпинге, метрах в 500 от подъемника.
В хоз. постройках есть все необходимое - туалеты, души, прачечные, моечные, кухня с газовой плитой, холодильник и морозильник, сушка, игровая комната с теннисным столом, Wi-Fi. И все это в 3 раза дешевле самого простого жилья.
В кемпинге чистота и красота, которую у нас не во всяком ботаническом саду найдешь.

Вокруг кемпинга течет горная речка, рядом в горах много пешеходных маршрутов.
Во второй день было пасмурно и периодически подливало за шиворот,
поэтому погуляли по городку



купили вкусностей: заплесневелый сыр, пршут, что-то из сладкого, белое вино.
Местный котяра:

В кемпинге получился промах с электричеством: стойки есть возле каждого места, но нужен переходник с трехконтактного кемпингового разъема на двухконтактный. В местном магазине он стоит 15 евро. Поэтому мы за завтраком оккупировали кухню, суммарно получалось около 20 зарядных устройств :)
На третий день ночью тоже лил дождь, затих только под утро. Но нас ожидал сюрприз: чуть выше середины склонов над долиной все было засыпано снегом!!


 

На старте местами его было по колено. Так вот встретили зиму.
 
Несмотря на красоту и новый вид пейзажей вокруг снега не хотелось совсем. Зелени!!! Лето ж вроде только началось...
Те самые благородные доны:

На склон вылезли сурки, опасливо осматриваясь вокруг. По-моему им тоже не очень нравится ранняя зима...




Полеты были относительно спокойные, со слабыми потоками. Обнаружил, что не могу ногой найти ступеньки акселя в коконе (отвязалась натягивающая резинка). Без акселя крыло по ощущениям просто стоит, нет напора ветра в лицо :( . Пришлось тягать аксель руками - извращение, конечно, но сам себе буратино - проверять надо снарягу перед вылетом.


Снег в тени так и не растаял за день
Пошел к Sella Grouppe ("Седло"). Вблизи скальные стенки потрясают своим размером.
С одной стороны хочется пройтись как можно ближе, с другой стороны и так весь на взводе.
Башни гор просто невероятных размеров. Оценить расстояние до скал еще сложнее, чем в Толмине - масштабы абсолютно незнакомые.
Такой вот камушек когда-то свалился сверху:
Кхм, однако размерчик (для сравнения рядом тень параплана - около 10м по высоте)
Впереди "ворота", как же тянет пролететь сквозь них!!!
И постоянно болтается мысль: красная ручка спасательного парашюта при полете над скальниками - не более чем формальность.
Наверное чтобы выбраться наверх надо было подходить ближе к скалам. В воздухе было очень спокойно, вряд ли была какая-либо опасность, но... к таким полетам надо привыкать.
Когда-то летал в "этих местах" в симуляторе планера. Тогда это были просто точки хорошего набора. Сейчас - совершенно неповторимые места, которые можно изучать часами.
Пошел обратно через старт (Col Rodella) к Grohmannspitze
неспеша подобрал высоты...  и оказался выше всех гор вокруг... Один...

Ощущение просто фантастическое. Про виды - судите сами. Когда бы я еще мог так спокойно наслаждаться окружением.

На соревнованиях главное быть выше всех и быстрее всех. Однако это именно то, что мешает воспринять всю красоту гор. Свободные полеты дают совершенно другие ощущения.

К счастью я был в горнолыжных перчатках и на 3000 м особо не мерз, чего не скажешь о камере ГоПро. Она ушла в себя, невзирая на внешнее питание :(
Отдуваться за двоих пришлось старому доброму Кэнону :)
 Классика жанра, "я и облако":
Еще один асоциальный тип
Когда подо мной началась конденсация, везде стало поднимать, а долины закрыло вечерней тенью гор я понял, что пора выпадать из нирваны.
Мармолада, Королева Доломитов (с шапкой в комплекте)
 
 

На этом наши полеты в Доломитах завершились. Мало полетали, но туда выбираться надо минимум на неделю, лучше на две. Полетать в соседние долины, к Мармоладе. Место очень красивое, закрытое со всех сторон горами. Даже при сильном фоновом ветре вверху ниже вершин возможны полеты.
Соседняя долина. Гребень - один из путей на Мармоладу (она за хребтом).
По пути из Valle di Fassa в сторону Belluno
Monte Civetta ("Сова")(3220м)
Monte Pelmo (3168 м)

На обратном пути мы еще заехали на день в Пьево д'Альпаго.
Центральная площадь:
Это примерно противоположный край Доломитовых Альп относительно озера Гарда.
Там со следующего дня начинался открытый Чемпионат Польши.
Кемпинг Гарна:
 Monte Dolada, старт на ее склоне

Тоже интересная местность для полетов, асфальтированный выезд на старт, в долине озерцо с винсерферами и кайтерами.




Полетать особо не удалось - небо закрыли плотные перистые облака, прогрев упал до минимума, а плоской долины с запасом тепла там нет.



Прошел до угла горы и обратно, в лагерь на посадку.
Штатный лендинг - это выкошенное поле 70х150 метров, с одной стороны плавно переходит в кемпинг, с другой - кукурузное поле. Садящегося передо мной пилота поддержало пузырем и крыло клал он уже на палатки. Я решил быть умнее и сбросить высоту по максимуму. Однако мне досталась фаза слива за пузырем, в результате которой я после разворота впилился в кукурузу. Хорошо, что поле не широкое и хватило скорости: на излете, вытянувшись по горизонтали, я выпал таки из зеленых зарослей под аплодисменты поляков :) К сожалению нашлемная камера в тот день совсем поссорилась со мной, и этот эпический финал выезда остался только в памяти у зрителей.
Далее нас ждали автобаны, неплавно переходящие в наши дороги, возвращение домой...

Странное дело, когда летал там было хорошо, приятно, но без дикого восторга. За переездами и возвращением в рабочую рутину эти чувства потерялись. Некоторое время даже было недоумение - "а зачем я туда ездил, если никаких приятных воспоминаний не осталось??". Только сейчас, просматривая фото и видеоматериалы понимаю, как там было красиво и как я опять хочу туда попасть.
Глядя назад поездка воспринимается как короткая вспышка, но сколько всего нового, интересного и красивого спрессовано в этот момент :)

Фотографии по Италии здесь

2 коментарі:

  1. Вау :).
    Долго и с удовольствием читал. Спасибо Димыч! Отличный отчет. На будущий год я с вами!

    Макс Куликовский



    ВідповістиВидалити
  2. Круто!!!! Только что прочитала - Чучко подсказал, что был отчет, который я пропустила. И я, и я хочу!! Возьмите и меня полетать в Доломитах!!! :)

    ВідповістиВидалити